Образцовый детский коллектив, ансамбль народного танца

«Орлята»

Образцовый детский коллектив, ансамбль народного танца «Орлята»

ведет отсчет своего творческого пути   с 1948  года. Тогда, 62  года назад в

хореографическом  кружке  занималось  всего  12  девочек.  Первым руководителем  коллектива  была  Екатерина  Андреевна  Вешневецкая,  в

прошлом  она  была  балериной  Новосибирского  театра  оперы  и  балета.

Екатерина Вешневецкая была приглашена в Кемерово для обучения девочек

хореографическому  искусству,  так  как  в  нашем  городе  не  было

балетмейстеров  и  хореографов.  Так,  Екатерина  Андреевна  Вешневецкая

стала первым балетмейстером в городе Кемерово.

В 1975 году руководителем ансамбля народного танца «Орлята» стала

воспитанница Екатерины Андреевной Вешневецкой, талантливый хореограф,

отличник народного просвещения, обладатель двух медалей «60 лет области»

и    «За  воспитание  подрастающего  поколения»  (2008  год)  –  Надежда

Семеновна Бушкова. И вот, уже 25 лет она обучает детей хореографическому

искусству. Благодаря профессиональному мастерству,  таланту,  терпению и

упорному  труду  Надежды  Семеновны  Бушковой,  сохраняется  и

приумножается  исполнительское  мастерство  образцового  ансамбля

народного танца «Орлята».

Благодаря  своей  плодотворной  работе,  ансамбль  «Орлята»  покорил

сердца  зрителей  не  только  СССР  и    России,  но  и  других  стран  мира.

«Орлятам» аплодировали Венгрия, Польша, Франция, Греция и Соединенные

штаты Америки.

В  1978  году  образцовый  коллектив  народного  танца  «Орлята»  под

руководством  Н.С.  Бушковой  приняли  участие  в  третьем  международном

форуме «Я еду во Францию».

В  мае 1989 года  ансамбль «Орлята» был приглашен в Соединенные

штаты  Америки.  Юным  кемеровчанам  аплодировали  жители  штатов:

Массачусетс, Маринет, Нью-Джерси и Филадельфии. Было дано более 18-ти

концертов, а один из концертов был провиден в здании  Капитолия.

В  2004  году  образцовый  ансамбль  народного  танца  «Орлята»  стал

участником  губернаторской  акции  «Юные  звезды  Кузбасса»  в  Москве  и

выступал  в  концертном  комплексе  Измайлова,  в  Президентском  полку,  в

золотом зале концертного комплекса «Россия». Ансамбль  «Орлята»  является    неоднократным  победителем  и

участником  городских,  областных  и  всероссийских  конкурсов,  таких  как:

городской  конкурс  «Успех»,  областной  конкурс  «Юные  звезды Кузбасса»,

областной  конкурс  детского  художественного  творчества  на  призы

администрации Кемеровской области и газеты «Труд».

В 2007 году ансамбль народного танца «Орлята» завоевал Гран-при

на  третьем  международном  форуме  детских  творческих  коллективов  в  г.

Новосибирске. И эта победа не только ребят, но и заслуженных педагогов –

хореографа Бушковой Н.С. и концмейстера Леоновой Т.И.

Летом  в  2008  года  ансамбль  танца  «Орлята»  был  награжден  за

творческие успехи поездкой в Грецию, в детский центр «Лазурный».

В июне 2009  года образцовый  ансамбль народного  танца «Орлята»

был награжден путевкой на фестиваль «Салют Победы» в комплекс отдыха

Танай.

Цель  танцевального  ансамбля  «Орлята»  –  создание  условий  и

развитие  природных  задатков  и  творческого  потенциала  обучающегося  в

процессе  обучения  искусству  народного  танца,  формирование  интереса  и

уважения к хореографическому искусству народов Росси и мира.

Задачи:

1.  Сформировать  интерес  к  искусству  народного  танца,  раскрыв  его

многообразие и красоту;

2.  Привить обучающимся слышать и слушать музыку, и передавать ее в

движении;

3.  Обучить азбуке классического танца и лексике танцев народов Росси и

мира;

4.  Совершенствовать  выразительность  исполнения  хореографических

номеров, развивать силу, выносливость, координацию движений;

5. Формировать художественно-образное восприятие и мышление;

6.  Воспитывать художественный вкус и эмоциональную отзывчивость. В настоящее время в ансамбле народного танца «Орлята» занимается

более 70-ти ребят. Коллектив объединяет в себе 5 возрастных групп девочек

и мальчиков от 6 до 15 лет. Каждые 5 лет ансамбль «Орлята» подтверждает

звание  «Образцовый»,    а  педагог  –  Бушкова  Н.С.  защищает  высшую

квалификацию.

За 62 года существования «Орлят» в ансамбле занималось более 1000

ребят. Многие  выпускники  коллектива  выбрали  профессию  хореографа  и

работают в городах России и за ее пределами. В их числе: Людмила Лужных

– преподаватель колледжа культуры и искусств, Елена Куровина – педагог по

хореографии школы искусств, Ирина Моисеева  – хореограф школы № 19,

Стас Кононов и Антон Соловьев – артисты балета Филармонии г. Кемерово,

Александр Гарифулин и Максим Зиновьев – артисты кемеровского ансамбля

«Многоцветие».

Ансамбль  развивает  и  воспитывает  у  обучающихся  большое

трудолюбие,  чувство  долга,  патриотизма  и  доброжелательности.  «Орлята»

часто  выступают  с  благотворительными  концертами  на  городских

мероприятиях,  на  встречах  с  ветеранами  Великой  отечественной  войны  и

труда, перед инвалидами и детьми с ограниченными возможностями.

В  ансамбле  особое  внимание  уделяется  военно-патриотическому

воспитанию. «Орлята» - это батальон боевой славы, участник 15-ти походов

по местам  боевой  славы В. Волошиной и Ю. Двужильного на Украине,  в

Белоруссии, в Подмосковье, Москве.

Образцовый  ансамбль  народного  танца  «Орлята»  -  это  большая

дружная семья. Так в ансамбле родились традиционные мероприятия:

1.  «Посвящение  в  танцоры»,  где  чествуют  вновь  пришедших  в

ансамбль детей;

2.  Праздник  «Цветы  мамам»,  посвящен  дню  матери  и

международному  женскому  дню  –  проводится  вместе  с

родителями; 3.  Праздник  «Весна  и  мы»  проводится  в  форме  отчетного

концерта перед родителями;

4.  « Что может наш малыш» показательное занятие  для родителей

учеников 1-го года обучения.

Занятия в образцовом  коллективе народного танца «Орлята» готовят

детей  к  будущей жизни,  прививают  любовь  к  искусству  и  культуре,  учат

ценить красоту в окружающем нас мире.

 

Методические рекомендации по совершенствованию уровня

художественно-эстетического развития участников творческого

коллектива «Орлята» ДЮЦ ГЭР им. В. Волошиной г. Кемерово

 

Образцовый  коллектив  народного  танца  «Орлята»  -  один из  самых

первых хореографических коллективов народного танца в городе Кемерово,

существующий более шестидесяти лет.

Важным  направлением  деятельности  образцового  коллектива

«Орлята»  наряду  с  обучением  хореографическому  искусству  является

художественно-эстетическое  развитие  каждого  участника  коллектива.

Художественно-эстетическое  развитие  формирует  внутренний  мир

растущего человека, его духовно-нравственный облик, вовлекает личность в

художественно-творческую деятельность и помогает развить и реализовать

творческие  способности  каждого  ребенка.  Художественно-эстетическое

развитие должно способствовать духовному росту, творческой активности и

самостоятельности  в  области  культуры  и  искусства  каждого  участника

образцового коллектива народного танца «Орлята».

Мы  считаем  необходимым,  предложить  ряд  методических

рекомендаций  по  совершенствованию  художественно-эстетического

развития,  которые  бы  позволили  сделать  деятельность  образцового

коллектива  народного  танца  «Орлята»  в  этом  направление  более

эффективной: 1. Мастер-класс по народному танцу.   Мы предлагаем проведение

мастер-класса по народному танцу для участников образцового коллектива

«Орлята» профессионалами в области народной хореографии  и  культуры не

только  кемеровской  области,  но  и  других  областей  и  регионов.

Межрегиональное  и  межобластное  сотрудничество    профессионалов  по

народному танцу и искусству, на наш взгляд, это актуальная форма обмена

опыта,  которая  позволит  совершенствовать  и  расширить  рамки

художественно-эстетического  развития  участников  хореографического

коллектива «Орлята».

На сегодняшний день мастер-класс – новая форма работы по обмену

информации,  это  особый   жанр  обобщения  и  распространения

педагогического  опыта,  представляющий  собой  фундаментально

разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся

на свои принципы и имеющий определенную структуру. С этой точки зрения

мастер-класс  отличается  от  других  форм  трансляции  опыта,  тем,  что  в

процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого

методического  продукта  и  поиск  творческого  решения  педагогической

проблемы  как  со  стороны  участников  мастер-класса,  так  и  со  стороны

мастера (под Мастером мы подразумеваем педагога, ведущего мастер-класс).

В процессе мастер-класса происходит не только обмен практического опыта,

но и расширение рамок художественно-эстетического развития участников

мастер-класса,  т.  к.  Мастер  предлагает  к  изучению  и  теоретическую

информацию.

Мастер-класс –  это  эффективная форма передачи  знаний и умений,

обмена  опытом  обучения  и  воспитания,  центральным  звеном  которой

является  демонстрация  оригинальных  методов  освоения  определенного

содержания при активной роли всех участников занятия.

Итак,  обобщая  представленные  выше  определения,  мы  можем

выделить важнейшие особенности мастер-класса, а именно: 1.  новый  подход  к  философии  обучения,  ломающий  устоявшиеся

стереотипы;

2.  метод  самостоятельной  работы  в  малых  группах,  позволяющий

провести обмен мнениями;

3. создание условий для включения всех в активную деятельность;

4. постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание

различных ситуаций;

5. приемы, раскрывающие творческий потенциал, как Мастера, так и

участников мастер-класса;

6.  формы,  методы,  технологии  работы  должны  предлагаться,  а  не

навязываться участникам;

7.  представление  возможности  каждому  участнику  отнестись  к

предлагаемому методическому материалу;

8. процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;

9. форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный

поиск.

Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в

технологии  проведения  мастер-класса  главное  –  не  сообщить  и  освоить

информацию,  а  передать  способы  деятельности,  будь  то  прием,  метод,

методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из

важнейших  задач  для  Мастера.  Позитивным  результатом  мастер-класса

можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми

творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании

мотивации  к  самообучению,  самосовершенствованию,  саморазвитию.  Это

достаточно  технологически  сложный  процесс,  поэтому  остановимся  на

требованиях к его организации и проведению.

 

Требования к организации и проведению мастер-класс

Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического

опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику  преподавания,  технологию  обучения  и  воспитания.  Он  должен

состоять  из  заданий,  которые  направляют  деятельности  участников  для

решения  поставленной  педагогической  проблемы,  но  внутри  каждого

задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор

пути  исследования,  выбор  средств  для  достижения  цели,  выбор  темпа

работы.  Мастер-класс  должен  всегда  начинаться  с  актуализации  знаний

каждого  по  предлагаемой  проблеме,  что  позволит  расширить  свои

представления знаниями других участников. В технологии проведения мастер-класса мы предлагаем использовать

определенный алгоритм поиска решения педагогической проблемы.

Алгоритм  –  это  формализация  технологического  процесса  в  виде

последовательности некоторых шагов, блоков деятельности, которые зависят

от содержания педагогической проблемы, но имеют и общепедагогическую

часть, определяемую общими способами деятельности.

При  подготовке  и  проведении  мастер-класса  важно  не  только

придерживаться  алгоритму,  но  и  правильно  определить  собственную

позицию  Мастера.  Позиция  Мастера  –  это,  прежде  всего,  позиция

консультанта  и  советника,  помогающего  организовать  учебную  работу,

осмыслить наличие продвижения в освоении способов деятельности.

Проводя мастер-класс, Мастер никогда не стремится просто передать

знания.  Он  старается  задействовать  участников  в  процесс,  сделать  их

активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и

устранить  то, что  ему мешает  в  саморазвитии. Все  задания Мастера и  его

действия  направлены  на  то,  чтобы  подключить  воображение  участников,

создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Это мягкое,

демократичное, незаметное руководство деятельностью.

Мастер  создаѐт  атмосферу  открытости,  доброжелательности,

сотворчества  в  общении. Мастер  работает  вместе  со  всеми,  мастер  равен

участнику мастер-класса в поиске знаний и способов деятельности.

Для  определения  эффективности  подготовки  и  проведения  мастер-

класса мы предлагаем использовать следующие критерии.

1. Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень

ее  представленности,  культура  презентации  идеи,  популярность  идеи  в

педагогике, методике и практике образования.

2. Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и

уровень  реализации  идей).  Выбор,  полнота  и  оригинальность  решения

инновационных идей. 3.  Прогрессивность.  Актуальность  и  научность  содержания  и

приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и

соответствующих  тенденциям  современного  образования  и  методике

обучения  предмета,  способность  не  только  к  методическому,  но  и   к

научному обобщению опыта.

4.  Мотивированность.  Наличие  приемов  и  условий  мотивации,

включения  каждого  в  активную  творческую  деятельность  по  созданию

нового продукта деятельности на занятии.

5. Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии,

их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).

6.  Эффективность.  Результативность,  полученная  для   каждого

участника мастер-класса. Каков  эффект  развития? Что  это  дает  конкретно

участникам?  Умение  адекватно  проанализировать  результаты  своей

деятельности.

7.  Технологичность.  Четкий  алгоритм  занятия  (фазы,  этапы,

процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации

(«разрыва»),  приемов  поиска  и  открытия,  удивления,  озарения,  рефлексии

(самоанализа, самокоррекции).

8.  Артистичность.  Возвышенный  стиль,  педагогическая  харизма,

способность  к  импровизации,  степень  воздействия  на  аудиторию,  степень

готовности к распространению и популяризации своего опыта

9.  Общая  культура.  Эрудиция,  нестандартность  мышления,  стиль

общения, культура интерпретации своего опыта.

Использование данных методических рекомендаций позволит, на наш

взгляд,  обеспечить  качественную  подготовку  и  эффективное  проведение

мастер-классов в рамках распространения педагогического опыта работников

областной образовательной системы.

Использование  мастер-класса  в  работе  образцового  коллектива

народного танца «Орлята» позволит участникам этого коллектива расширить знания в области народного танца, народного искусства и культуры, а значит,

и расширить свой кругозор в области художественно-эстетического развития.

 

3. Создание  интернет-сайта  «Орлята». В  наше  время  Глобальная

Сеть Интернет проникла уже практически, во все сферы жизнедеятельности

человека. Сейчас  через Интернет  стало  возможно  делать  практически  все:

обмениваться  какой-либо  информацией,  осуществлять  поиск  спонсоров,

поиск  интересующей  информации  и  др.    Интернет  –  это  самое  огромное

средство массовой информации.

Интернет-сайт  (с  английского    «site»  —  «место»)  —  это

совокупность документов частного лица или организации,  объединѐнная в

компьютерной сети под одним адресом.

Иными  словами,  интернет-сайт  (часто  также  употребляется  термин

веб-сайт)  –  это  средство  публикации  информации,  которая  становится

доступной всем пользователям Сети. На интернет-сайте мы можем не только

размещать  информацию  различных  типов  –  от  текстов  и  изображений  до

видео-  и  аудио-  материалов,  но,  главное,  использовать  специально

разработанные  программы,  позволяющие  организовать  активное

взаимодействие с пользователями, в том числе в реальном времени. Именно

возможность организации обратной связи и является основным отличием и

преимуществом интернет-сайта.

Мы предлагаем образцовому коллективу народного танца «Орлята»

создать свой официальный интернет-сайт «Орлята».

Цели  создания  интернет-сайта  для  хореографического  коллектива

«Орлята»:

1.  Создание  интернет-сайта  –  это  великолепное  средство

создания  стиля  и  имиджа  образцового  коллектива

народного  танца  «Орлята».  Сайт  станет  визитной

карточкой  коллектива,  будет  свидетельствовать  о солидности,  процветании  коллектива,  идущего  в  ногу  со

временем;

2.  Привлечение новых    участников  в образцовый  коллектив

народного  танца  «Орлята».  Интернет-сайт  позволит

большему  количеству  людей  узнать  о  хореографическом

коллективе  народного  танца  «Орлята»,  что  увеличивает

заинтересованность  среди  населения  к  такому  виду

искусства, как народный танец;

3.  Привлечение новых спонсоров;

4.  Интернет  –  сайт  позволит  обмениваться  участникам  и

педагогу  образцового  коллектива  народного  танца

«Орлята»  информацией  с  другими  педагогами  и

участниками  разнообразных  хореографических

коллективов не только России, но и с коллективами других

стран  мира.  Педагогам  и  руководителям  коллективам

можно  будет  делиться    своими  педагогическими

находками, что позволит расширить педагогический опыт;

формами и методами расширения  границ художественно-

эстетического  развития  участников  коллектива.

Участникам  коллективов  можно  будет  делиться  своими

умениями,  навыками,  знаниями  и  опытом  в  области

народного танца, культуры и народного искусства в целом,

что  повысит    уровень  художественно-эстетического

развития  участников  хореографических  коллективов

народного  танца  (не  только  участников  коллектива

«Орлята, но и других коллективов);

5.  Доступная  информация  о  коллективе  «Орлята»  всем

пользователям  Интернет-сети  24  часа  в  сутки.  Это

позволит  расширить  круг  лиц,  которые  не  знакомы  с коллективом,  а  так  же  увеличить  интерес  к  творчеству

участников коллектива и к коллективу в целом.

 

Создание интернет-сайт «Орлята» гарантирует повышение интереса к

коллективу  «Орлята»,  а  также  повышение  уровня  художественно-

эстетического развития образцового коллектива народного танца «Орлята».

 

3.  Создание  музея  истории  образцового  коллектива  народного

танца  «Орлята».  История  образцового  коллектива  народного  танца

«Орлята» разнообразна и интересна, которая начинает свой отчет с 1948 года.

Это  один из  первых хореографических коллективов города Кемерово.

Мы  предлагаем  создание  музея  истории    хореографического

коллектива народного танца «Орлята».

Музей  –  учреждение,  занимающееся  собиранием,  изучением,

хранением и экспонированием предметов, памятников естественной истории,

материальной и духовной культуры.

Цель  создания  музея  истории  образцового  коллектива  народного

танца « Орлята»:

1.  Повышение    интереса  общественности  к

хореографическому  коллективу  народного  танца

«Орлята».  Круг  людей,  которые  не  знакомы  с  историей

коллектива, не знают о существовании коллектива – могут

посетить музей и ознакомиться с деятельностью, историей,

заслугами  и  наградами  коллектива  «Орлята».  Так же  по

средством  деятельности  музея  может  осуществляться

поиск новых участников коллектива;

2.  Повышение статуса и значимости образцового коллектива

народного танца «Орлята»;

3.  Расширение границ и рамок художественно-эстетического

уровня  участников  хореографического  коллектива народного  танца  «Орлята».  Дети,  собирая  материал,

литературу по истории создания коллектива «Орлята», по

истории народного танца, народного костюма и народной

музыки  будут  расширять  свои  знания,  границы  по

художественно-эстетическому направлению.

 

 

Бесплатный хостинг uCoz