|
|
Образцовый детский коллектив, ансамбль народного танца «Орлята» Образцовый детский коллектив, ансамбль народного танца «Орлята» ведет отсчет своего творческого пути с 1948 года. Тогда, 62 года назад в хореографическом кружке занималось всего 12 девочек. Первым руководителем коллектива была Екатерина Андреевна Вешневецкая, в прошлом она была балериной Новосибирского театра оперы и балета. Екатерина Вешневецкая была приглашена в Кемерово для обучения девочек хореографическому искусству, так как в нашем городе не было балетмейстеров и хореографов. Так, Екатерина Андреевна Вешневецкая стала первым балетмейстером в городе Кемерово. В 1975 году руководителем ансамбля народного танца «Орлята» стала воспитанница Екатерины Андреевной Вешневецкой, талантливый хореограф, отличник народного просвещения, обладатель двух медалей «60 лет области» и «За воспитание подрастающего поколения» (2008 год) – Надежда Семеновна Бушкова. И вот, уже 25 лет она обучает детей хореографическому искусству. Благодаря профессиональному мастерству, таланту, терпению и упорному труду Надежды Семеновны Бушковой, сохраняется и приумножается исполнительское мастерство образцового ансамбля народного танца «Орлята». Благодаря своей плодотворной работе, ансамбль «Орлята» покорил сердца зрителей не только СССР и России, но и других стран мира. «Орлятам» аплодировали Венгрия, Польша, Франция, Греция и Соединенные штаты Америки. В 1978 году образцовый коллектив народного танца «Орлята» под руководством Н.С. Бушковой приняли участие в третьем международном форуме «Я еду во Францию». В мае 1989 года ансамбль «Орлята» был приглашен в Соединенные штаты Америки. Юным кемеровчанам аплодировали жители штатов: Массачусетс, Маринет, Нью-Джерси и Филадельфии. Было дано более 18-ти концертов, а один из концертов был провиден в здании Капитолия. В 2004 году образцовый ансамбль народного танца «Орлята» стал участником губернаторской акции «Юные звезды Кузбасса» в Москве и выступал в концертном комплексе Измайлова, в Президентском полку, в золотом зале концертного комплекса «Россия». Ансамбль «Орлята» является неоднократным победителем и участником городских, областных и всероссийских конкурсов, таких как: городской конкурс «Успех», областной конкурс «Юные звезды Кузбасса», областной конкурс детского художественного творчества на призы администрации Кемеровской области и газеты «Труд». В 2007 году ансамбль народного танца «Орлята» завоевал Гран-при на третьем международном форуме детских творческих коллективов в г. Новосибирске. И эта победа не только ребят, но и заслуженных педагогов – хореографа Бушковой Н.С. и концмейстера Леоновой Т.И. Летом в 2008 года ансамбль танца «Орлята» был награжден за творческие успехи поездкой в Грецию, в детский центр «Лазурный». В июне 2009 года образцовый ансамбль народного танца «Орлята» был награжден путевкой на фестиваль «Салют Победы» в комплекс отдыха Танай. Цель танцевального ансамбля «Орлята» – создание условий и развитие природных задатков и творческого потенциала обучающегося в процессе обучения искусству народного танца, формирование интереса и уважения к хореографическому искусству народов Росси и мира. Задачи: 1. Сформировать интерес к искусству народного танца, раскрыв его многообразие и красоту; 2. Привить обучающимся слышать и слушать музыку, и передавать ее в движении; 3. Обучить азбуке классического танца и лексике танцев народов Росси и мира; 4. Совершенствовать выразительность исполнения хореографических номеров, развивать силу, выносливость, координацию движений; 5. Формировать художественно-образное восприятие и мышление; 6. Воспитывать художественный вкус и эмоциональную отзывчивость. В настоящее время в ансамбле народного танца «Орлята» занимается более 70-ти ребят. Коллектив объединяет в себе 5 возрастных групп девочек и мальчиков от 6 до 15 лет. Каждые 5 лет ансамбль «Орлята» подтверждает звание «Образцовый», а педагог – Бушкова Н.С. защищает высшую квалификацию. За 62 года существования «Орлят» в ансамбле занималось более 1000 ребят. Многие выпускники коллектива выбрали профессию хореографа и работают в городах России и за ее пределами. В их числе: Людмила Лужных – преподаватель колледжа культуры и искусств, Елена Куровина – педагог по хореографии школы искусств, Ирина Моисеева – хореограф школы № 19, Стас Кононов и Антон Соловьев – артисты балета Филармонии г. Кемерово, Александр Гарифулин и Максим Зиновьев – артисты кемеровского ансамбля «Многоцветие». Ансамбль развивает и воспитывает у обучающихся большое трудолюбие, чувство долга, патриотизма и доброжелательности. «Орлята» часто выступают с благотворительными концертами на городских мероприятиях, на встречах с ветеранами Великой отечественной войны и труда, перед инвалидами и детьми с ограниченными возможностями. В ансамбле особое внимание уделяется военно-патриотическому воспитанию. «Орлята» - это батальон боевой славы, участник 15-ти походов по местам боевой славы В. Волошиной и Ю. Двужильного на Украине, в Белоруссии, в Подмосковье, Москве. Образцовый ансамбль народного танца «Орлята» - это большая дружная семья. Так в ансамбле родились традиционные мероприятия: 1. «Посвящение в танцоры», где чествуют вновь пришедших в ансамбль детей; 2. Праздник «Цветы мамам», посвящен дню матери и международному женскому дню – проводится вместе с родителями; 3. Праздник «Весна и мы» проводится в форме отчетного концерта перед родителями; 4. « Что может наш малыш» показательное занятие для родителей учеников 1-го года обучения. Занятия в образцовом коллективе народного танца «Орлята» готовят детей к будущей жизни, прививают любовь к искусству и культуре, учат ценить красоту в окружающем нас мире.
Методические рекомендации по совершенствованию уровня художественно-эстетического развития участников творческого коллектива «Орлята» ДЮЦ ГЭР им. В. Волошиной г. Кемерово
Образцовый коллектив народного танца «Орлята» - один из самых первых хореографических коллективов народного танца в городе Кемерово, существующий более шестидесяти лет. Важным направлением деятельности образцового коллектива «Орлята» наряду с обучением хореографическому искусству является художественно-эстетическое развитие каждого участника коллектива. Художественно-эстетическое развитие формирует внутренний мир растущего человека, его духовно-нравственный облик, вовлекает личность в художественно-творческую деятельность и помогает развить и реализовать творческие способности каждого ребенка. Художественно-эстетическое развитие должно способствовать духовному росту, творческой активности и самостоятельности в области культуры и искусства каждого участника образцового коллектива народного танца «Орлята». Мы считаем необходимым, предложить ряд методических рекомендаций по совершенствованию художественно-эстетического развития, которые бы позволили сделать деятельность образцового коллектива народного танца «Орлята» в этом направление более эффективной: 1. Мастер-класс по народному танцу. Мы предлагаем проведение мастер-класса по народному танцу для участников образцового коллектива «Орлята» профессионалами в области народной хореографии и культуры не только кемеровской области, но и других областей и регионов. Межрегиональное и межобластное сотрудничество профессионалов по народному танцу и искусству, на наш взгляд, это актуальная форма обмена опыта, которая позволит совершенствовать и расширить рамки художественно-эстетического развития участников хореографического коллектива «Орлята». На сегодняшний день мастер-класс – новая форма работы по обмену информации, это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта, тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны мастера (под Мастером мы подразумеваем педагога, ведущего мастер-класс). В процессе мастер-класса происходит не только обмен практического опыта, но и расширение рамок художественно-эстетического развития участников мастер-класса, т. к. Мастер предлагает к изучению и теоретическую информацию. Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия. Итак, обобщая представленные выше определения, мы можем выделить важнейшие особенности мастер-класса, а именно: 1. новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы; 2. метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями; 3. создание условий для включения всех в активную деятельность; 4. постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций; 5. приемы, раскрывающие творческий потенциал, как Мастера, так и участников мастер-класса; 6. формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам; 7. представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу; 8. процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание; 9. форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск. Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для Мастера. Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию. Это достаточно технологически сложный процесс, поэтому остановимся на требованиях к его организации и проведению.
Требования к организации и проведению мастер-класс Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельности участников для решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы. Мастер-класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников. В технологии проведения мастер-класса мы предлагаем использовать определенный алгоритм поиска решения педагогической проблемы. Алгоритм – это формализация технологического процесса в виде последовательности некоторых шагов, блоков деятельности, которые зависят от содержания педагогической проблемы, но имеют и общепедагогическую часть, определяемую общими способами деятельности. При подготовке и проведении мастер-класса важно не только придерживаться алгоритму, но и правильно определить собственную позицию Мастера. Позиция Мастера – это, прежде всего, позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов деятельности. Проводя мастер-класс, Мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии. Все задания Мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью. Мастер создаѐт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении. Мастер работает вместе со всеми, мастер равен участнику мастер-класса в поиске знаний и способов деятельности. Для определения эффективности подготовки и проведения мастер- класса мы предлагаем использовать следующие критерии. 1. Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования. 2. Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей. 3. Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта. 4. Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии. 5. Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным). 6. Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности. 7. Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации («разрыва»), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции). 8. Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта 9. Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта. Использование данных методических рекомендаций позволит, на наш взгляд, обеспечить качественную подготовку и эффективное проведение мастер-классов в рамках распространения педагогического опыта работников областной образовательной системы. Использование мастер-класса в работе образцового коллектива народного танца «Орлята» позволит участникам этого коллектива расширить знания в области народного танца, народного искусства и культуры, а значит, и расширить свой кругозор в области художественно-эстетического развития.
3. Создание интернет-сайта «Орлята». В наше время Глобальная Сеть Интернет проникла уже практически, во все сферы жизнедеятельности человека. Сейчас через Интернет стало возможно делать практически все: обмениваться какой-либо информацией, осуществлять поиск спонсоров, поиск интересующей информации и др. Интернет – это самое огромное средство массовой информации. Интернет-сайт (с английского «site» — «место») — это совокупность документов частного лица или организации, объединѐнная в компьютерной сети под одним адресом. Иными словами, интернет-сайт (часто также употребляется термин веб-сайт) – это средство публикации информации, которая становится доступной всем пользователям Сети. На интернет-сайте мы можем не только размещать информацию различных типов – от текстов и изображений до видео- и аудио- материалов, но, главное, использовать специально разработанные программы, позволяющие организовать активное взаимодействие с пользователями, в том числе в реальном времени. Именно возможность организации обратной связи и является основным отличием и преимуществом интернет-сайта. Мы предлагаем образцовому коллективу народного танца «Орлята» создать свой официальный интернет-сайт «Орлята». Цели создания интернет-сайта для хореографического коллектива «Орлята»: 1. Создание интернет-сайта – это великолепное средство создания стиля и имиджа образцового коллектива народного танца «Орлята». Сайт станет визитной карточкой коллектива, будет свидетельствовать о солидности, процветании коллектива, идущего в ногу со временем; 2. Привлечение новых участников в образцовый коллектив народного танца «Орлята». Интернет-сайт позволит большему количеству людей узнать о хореографическом коллективе народного танца «Орлята», что увеличивает заинтересованность среди населения к такому виду искусства, как народный танец; 3. Привлечение новых спонсоров; 4. Интернет – сайт позволит обмениваться участникам и педагогу образцового коллектива народного танца «Орлята» информацией с другими педагогами и участниками разнообразных хореографических коллективов не только России, но и с коллективами других стран мира. Педагогам и руководителям коллективам можно будет делиться своими педагогическими находками, что позволит расширить педагогический опыт; формами и методами расширения границ художественно- эстетического развития участников коллектива. Участникам коллективов можно будет делиться своими умениями, навыками, знаниями и опытом в области народного танца, культуры и народного искусства в целом, что повысит уровень художественно-эстетического развития участников хореографических коллективов народного танца (не только участников коллектива «Орлята, но и других коллективов); 5. Доступная информация о коллективе «Орлята» всем пользователям Интернет-сети 24 часа в сутки. Это позволит расширить круг лиц, которые не знакомы с коллективом, а так же увеличить интерес к творчеству участников коллектива и к коллективу в целом.
Создание интернет-сайт «Орлята» гарантирует повышение интереса к коллективу «Орлята», а также повышение уровня художественно- эстетического развития образцового коллектива народного танца «Орлята».
3. Создание музея истории образцового коллектива народного танца «Орлята». История образцового коллектива народного танца «Орлята» разнообразна и интересна, которая начинает свой отчет с 1948 года. Это один из первых хореографических коллективов города Кемерово. Мы предлагаем создание музея истории хореографического коллектива народного танца «Орлята». Музей – учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов, памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Цель создания музея истории образцового коллектива народного танца « Орлята»: 1. Повышение интереса общественности к хореографическому коллективу народного танца «Орлята». Круг людей, которые не знакомы с историей коллектива, не знают о существовании коллектива – могут посетить музей и ознакомиться с деятельностью, историей, заслугами и наградами коллектива «Орлята». Так же по средством деятельности музея может осуществляться поиск новых участников коллектива; 2. Повышение статуса и значимости образцового коллектива народного танца «Орлята»; 3. Расширение границ и рамок художественно-эстетического уровня участников хореографического коллектива народного танца «Орлята». Дети, собирая материал, литературу по истории создания коллектива «Орлята», по истории народного танца, народного костюма и народной музыки будут расширять свои знания, границы по художественно-эстетическому направлению.
|